Олимпиада-2018: Корейское золото

Спорт

На днях самое, возможно, известное издание планеты New York Times поставило на свою заглавную страницу в Фейсбуке полет Александра Абраменко. Не будем переоценивать значимость этого признания: скорее всего, ведущему странички, которую читает 15 миллионов человек, просто понравилась красота кадра зависшего в полете человека.

Но в том и дело, что золотой прыжок Абраменко выглядит фантастикой и на обывательский, и на профессиональный взгляд.

«Честно говоря, если бы в первые месяцы реабилитации после травмы мне сказали, что стану олимпийским чемпионом, я бы не поверил», — говорит сам спортсмен. После травмы в кратчайшие сроки вернуться на топ-уровень и показать результат, которого никогда не было и до — о таком любой профессиональный спортсмен может только мечтать.

Помимо банального «опыт, сын ошибок трудных» надо отметить еще одну вещь: Абраменко шел на каждый прыжок как на последний в карьере. До Олимпиады он прямо говорил о возможном завершении карьеры в случае неудачного выступления. Все прозаично: денег в спорте мало, а на предыдущих трех Играх он ни разу не попадал в главный финал. Но шансом всей своей жизни Абраменко воспользовался сполна. Прыжок с мудреным названием «фул-фул-дабл-фул» сделал счастливым всю Украину.

У Мартена Фуркада особые отношения с Олимпийскими играми. Великий доминатор, человек, обновивший все значимые рекорды Кубка мира по биатлону, на главных стартах четырехлетия внезапно показывал уязвимость. Проигрыш в Сочи на фотофинише Свенсену, множество обидных промахов и неудач…

Вот и в этот раз Фуркад невероятные восемнадцать гонок подряд до Пхенчхана закончил в первой тройке, а в первом же состязании на корейской земле промахнулся целых три раза и прервал суперсерию.

Но если взглянуть на проблему Фуркада и Олимпийских игр под другим ракурсом, мы увидим, что он все равно лучший по медалям в два последних турнира. Просто Мартен сам бесконечными победами задрал планку так высоко, что от него поневоле ждешь неземного уровня и в олимпийских забегах. Он единственный, от которого всерьез могли ожидать побед на всех стартах целого этапа и о двух-трех победах которого в шести гонках могут говорить с приставкой «всего».

Соревнования в Пхенчхане Мартен закончил в статусе пятикратного олимпийского чемпиона. Невероятно одаренный от природы, француз в последние годы подтянул еще и стрельбу, став идеальным биатлонистом. В соревновании с младшим Бе младший Фуркад особенно убедительно показал, кто чего стоит.

Блистательный камбэк в смешанной эстафете, прорыв в гонке преследования и уже выигранный фотофиниш в масс-старте — больше побед в Пхенчхане не одержал никто. Шероховатости вроде штрафного круга в эстафете обычной запишем как признание, что он все-таки человек.

«Невозможно — большое слово, за которым прячутся маленькие люди». Эстер Ледецка лишний раз доказала справедливость слов Мохаммеда Али, добившись того, о чем другие спортсмены давно перестали даже мечтать.

Выросшая в спортивной семье (мама Эстер была фигуристкой, а дед хоккеистом) чешка связала свою жизнь со сноубордом. В этом деле у Ледецки все складывалось здорово, уже в 19 она стала попадать в тройку на престижнейших турнирах… Но этого девушке было мало. Параллельно Эстер занималась горными лыжами, претендовала на поездку еще в Сочи, но даже на чешском отборе стала девятой.

Тем не менее, Ледецка продолжила заниматься обоими видами спорта, сумев отобраться на Олимпиаду и как сноубордистка, и как горнолыжница. И в Пхенчхане случилось невероятное: Эстер завоевала золотые медали в обоих видах! Победа в горнолыжном супергиганте была до того неожиданной, что чешка не успела накраситься перед пресс-конференцией. Как следствие, она (вот уж верх непосредственности) давать «золотое» интервью пришла прямо в горнолыжных очках…

Ранее на одной и той же Зимней Олимпиаде победить в двух разных видах удавалось только Торлейфу Хаугу в 1924 году и Йохану Гроттумсбратену в 1928-м, сообщает статистика. Учитывая степень развития Олимпиад с того времени и космическое увеличение конкуренции, можно сказать: по сути Эстер стала первой, кому удалось добиться успеха в двух разных видах на столь высоком уровне.

Чешка все так же проста в общении: «Мои планы? Я приеду домой, лягу в кровать и посплю». Ей всего 22, впереди большая часть карьеры. И Олимпиада в Пекине будет в контексте Ледецки манить не только интригой «выиграет ли медаль», но и «в скольких видах выступит».

Алена Савченко шла к золотой медали Олимпиады всю жизнь. Великая парница, она словно озаряла лед эстетикой танца — необычайно прыгучая, техничная, просто очень яркая. Гений принес Алене пять побед на чемпионатах мира, но с выигрышем главного турнира по фигурному катанию все время не складывалось. Казалось, последний шансы стер Робин Шелковы, рухнувший на лед в Сочи…

В Пхенчхан Савченко ехала, когда в нее не верил уже никто. Смена партнера в 31 год, ничего ранее не добивавшийся Брюно Массо в паре — в конце концов, выиграть хотя бы один чемпионат мира или Европы Алене с ним не удалось. Но тот самый опыт и прочный характер девушки сказался в нужный момент. Выступление в командном турнире в качестве боевой разминки, хороший короткий танец (правда, с ошибкой Массо) — и совершенно гениальная произвольная программа.

Даже на главных стартах четырехлетия редко попадается такое сочетание сложности и безукоризненности.

Сложно даже представить, что пришлось пройти Алене на пути к этому золоту. Выросшая в небогатой обуховской семье, Савченко была вынуждена каждый день на протяжении девяти лет ездить в Киев на автобусе, так как не могла позволить себе аренду жилья. Попытки проявить себя с лучшим украинским парником Станиславом Морозовым, переезд в Германию, обидные неудачи с Шелковы — и триумф под занавес карьеры…

При всем уважении к Массо, заслуга этой победы на 90 процентов принадлежит Савченко. И так считают не только в Украине.

Разнообразим список людей, которые выходят на старт с сосредоточенными лицами, человеком, для которого Олимпиада — просто очередной турнир. Американец Шон Уайт — человек, чье имя на Западе стало символом спортивного сноуборда. Его достижения в хафпайпе и слоупстайле невероятны, его рекорды уже кажутся вечными.

Как и многие коллеги, Уайт не считает Олимпиаду главным турниром в жизни. Он больше уважает X-Games — соревнования, пользующиеся на Западе просто грандиозной популярностью и появившиеся до (большинство дисциплин — задолго до) включения сноуборда в программу Олимпийских игр.

Уайт заставил забыть, что вообще-то сноуборд — спорт подростков. Пока в других состязаниях побеждают миллениалы вроде 17-летних Хлои Ким и Редмонда Джерарда, Шон смог выиграть соревнования в хафпайпе на четвертом десятке. Эта золотая медаль стала для него уже третьей, после аналогичных успехов в Турине и Ванкувере. Пожалуй, теперь вопрос, кто лучший сноубордист в истории, можно закрывать.

Хотя… На Западе его уже давно закрыли, не ориентируясь на какие-то турниры четырехлетия.

Но назвать главным героем Олимпиады какого-то одного человека не получится. Так уж вышло, что подлинными триумфаторами Пхенчхана стали люди, которые блестяще сработали вместе. Сборная Швеции по биатлону показала канонический пример того, как готовиться к одному, главному старту.

Главный тренер сборной Вольфганг Пихлер рассказывает в интервью: «Мы тренировались в Эстерсунде, создав такую же трассу, как и в Пхенчхане. Не поехали на Кубок мира в Антерсельву, вместо этого готовились там. Трасса была копией олимпийской, она также совпадала по ветровым характеристикам. Подход к стрельбищу тоже аналогичен. Это один из наших секретов».

У шведов была задача сверкнуть на конкретном турнире, но, пожалуй, даже болельщики биатлонной «Тре крунур» не могли рассчитывать на такой роскошный результат. Пять человек вернулись из Кореи в ранге олимпийских чемпионов, еще трое — довольствовались серебряными медалями!

Пихлер может теперь себе позволить откровенность: в Пхенчхане он отыгрался за все. Имя себе он сделал еще в прошлом веке, приведя к победам на ЧМ шведок Магдалену Форсберг и Анну-Карин Олоффсон. В сборной России так же сверкнуть ему не удалось — пресса основательно травила Вольфганга за то, как он серьезно котировал заезды россиянок лишь в топ-15.
Вернувшись в Швецию, Пихлер омолодил команду, идеально подвел ее к Олимпиаде — а наши соседи так на уровне «топ-15» и остались.

Но связать успех этих шведов только с Пихлером не получится. В том и дело, что с одним материалом наработки матерого тренера сработали, тогда как с другим нет. 20-летний Себастьян Самуэльссон и 22-летняя Ханна Эберг до Олимпиады ни разу не занимали в личных гонках места выше пятого — это не помешало Ханне выиграть индивидуальную гонку, а Себастьяну занять второе место в пасьюте и стать одним из победителей эстафеты.

Болельщикам биатлонной сборной Швеции сейчас можно только позавидовать. Пхенчхан для нее — не только место ярких побед, но и, по всей видимости, начало большого пути. Шведские биатлонисты выступают лучше хоккеистов — когда такое было?