Украина заплатит за долги Януковича

Экономика

Как бы власть ни старалась уйти от проблемы долга Виктора Януковича, но Украине, похоже, таки придется возвращать Москве те $3 млрд., которые тот одолжил у России в конце 2013 г. Мало того, что Москва оформила этот кредит в виде еврооблигаций по всем правилам, так еще и власть за 4 года ничего не сделала для того, чтобы в международно-правовом аспекте РФ была признана агрессором и оккупантом, который нанес Украине, в том числе, огромный материальный ущерб.

Ведь факт агрессии и огромных материальных потерь Украины в международно-правовом аспекте не доказан. Во всяком случае, никакой информации о внятных телодвижениях в этом вопросе в последнее время найти не удалось. Ранее сообщалось, что якобы какие-то юристы где-то ведут работу, и больше ничего, информируют Экономические Известия.

И если агрессию на Донбассе еще нужно доказывать, то с оккупацией и аннексией Крыма все предельно ясно. Ведь Крым, его промышленные, сельскохозяйственные, рекреационные объекты, земли и прочее — это явно не $3 млрд.

Кроме того, власть должна была развернуть международную пиар-кампанию, чтобы показать, что Украина понесла огромный экономический ущерб, который Москва должна компенсировать. Но и в этом отношении ничего не делается.

Вопрос «долга Януковича» недавно актуализировался в связи с тем, что Москва признала этот долг безнадежным и объявила о своей готовности продать другому кредитору.

Вспомним, как в 2015 г. при реструктуризации внешнего долга выяснилось, что крупная международная финансовая компания Franklin Templton скупала долговые обязательства Украины якобы в интересах финансовой группы Ротшильдов. Известно, что группа давно интересуется Украиной и скупает ее долги, а недавно подрядились оказывать услуги по разделению функций «Нафтогаза» с явным прицелом на то, чтобы взять под контроль украинскую газотранспортную систему.

Вполне вероятно, что те же Ротшильды или кто-то другой вполне может выкупить «долги Януковича». И если сейчас притязания Москвы на получение от Украины денег вызывает в мире все же неоднозначную реакцию в виду явно агрессивной политики Москвы, то притязание каких-нибудь международных финансистов вроде Franklin Templton или тех же Ротшильдов будет находить в мире куда более серьезное понимание. Проще говоря, долги эти из Украины будут выбивать.

То же самое будет, если Москва украинские долги не продаст, а получив решения международных судов в свою пользу, примется взыскивать их, например, путем ареста зарубежных активов Украины. Тем же, собственно, могут заняться и международные финансовые структуры, скупившие долги.

Поэтому абсолютное непонимание и неприятие вызывает инфантильная и шапкозакидательская позиция отечественной власти. Она упорно пытается представить этот долг, как долг частного лица Януковича и отказывается выплачивать деньги.

Более того, выпуск еврооблигаций в декабре 2013 г. объявлен взяткой бывшему президенту за то, чтобы тот отказался от евроассоциации и переориентировался на Таможенный союз. Собственно, так оно и было, но долговые обязательства соответствующим образом оформлены в виде еврооблигаций.

К тому же, МВФ и Высокий суд в Лондоне признали указанный кредит суверенным долгом Украины, который требует своевременного погашения. Напомним, что Лондонский суд 29 марта 2017 г. обязал Киев погасить еврооблигации на $3 млрд. и проценты по ним. Украинские власти подали апелляцию, поэтому решение суда приостановлено до рассмотрения в апелляционной инстанции.

В свою очередь, отказ Украины выплачивать свои международные суверенные долги, каковыми и являются формально «долги Януковича», по сути, является дефолтом государства по этим долгам.

Напомним, что суверенные еврооблигации Украины на $3 млрд. были размещены в пользу России на нерыночных условиях (со ставкой купона 5% годовых) в конце 2013 г. До конца 2015 г. Киев исправно обслуживал долг, однако затем допустил дефолт по этим облигациям.

В конце 2015 г. Украина предложила России реструктурировать долг на общих с коммерческими кредиторами условиях, но Россия настаивала на суверенном характере долга и предлагала досудебное решение вопроса. Встречного предложения от Украины не последовало, поэтому исход дела определяет суд.

Высокий суд Лондона в конце мая провел слушания по ряду вопросов, связанных с с указанным выше мартовским решением, обязывающим Украину выплатить России номинальную стоимость еврооблигаций в $3 млрд., а также проценты. Требуемая Россией дополнительная сумма, в которую вошли начисленные проценты по долгу и судебные издержки, составила $325 млн.

В свою очередь, Украина попросила суд о дальнейшем приостановлении исполнения судебного решения до завершения рассмотрения ее апелляционной жалобы.

В июле Высокий суд Лондона конкретизировал вердикт, уточнив полную сумму долга и штрафных процентов: каждый день просрочки по долгу Украины перед РФ обходится Киеву в $673 тыс.

Суд обязал Украину выплатить России номинальную стоимость облигаций в $3 млрд., неосуществленный купонный платеж в размере $75 млн., а также штрафные проценты, начисляемые на эти суммы. Кроме того, суд обязал Украину возместить РФ часть расходов, связанных с судебным разбирательством, в сумме £2,8 млн.

Более того, суд постановил, что требование России в отношении компенсации Украиной остальной части расходов, понесенных из-за неисполнения ею обязательств по облигациям, будет рассмотрено после вынесения решения по поданной Киевом апелляции на вердикт Высокого суда Лондона.

Слушания в Апелляционном суде запланированы на январь 2018 г. Вот только после вышеуказанных решений первой инстанции остается не слишком много шансов на то, что апелляция хотя бы частично встанет на сторону Украины.

Ситуация с «долгом Януковича» сильно снизила кредитный рейтинг Украины. Правда, рейтинг и так обвален войной, кризисом, девальвацией и коррупцией.

Но совсем другое дело, когда страна отказывается платить по евробондам, которые оформлены должным образом. Еще хуже, если Украина откажется платить по долгам после соответствующего решения суда, особенно, если владельцами долгов будет уже не Москва, а какие-нибудь транснациональные финансовые структуры.

На рынок евроблигаций Украина смогла выйти после трехлетнего перерыва. Напомним, что в сентябре 2017 г. Украина сумела разместить евробонды на те же $3 млрд. под 7,3% на 15 лет.

Будучи отрезанной от международных рынков заимствований, страна оказалась критически зависимой от МВФ. В течение двух лет МВФ выделил Украине $11 млрд. Но сейчас фонд денег не дает из-за отсутствия реформ. Кроме того, приостановили свое финансирование и другие международные финансовые организации.

В случае весьма вероятного проигрыша в апелляции «долг Януковича» будет грозить дефолтом, конечно, если Украина не расплатится. Вопрос лишь в том, что возврат этих миллиардов наложится на общий крайне неблагоприятный финансовый фон.

По словам заместителя главы правления Нацбанка Дмитрия Сологуба, предстоящие в 2018-2020 гг. выплаты по внешнему долгу являются существенными и трудноосуществимы без внешних заимствований, включая поддержку МВФ.

По данным Госстата, отрицательное сальдо торгового баланса Украины за первое полугодие составило около $3,5 млрд. Ожидается, что к концу года дефицит торгового баланса приблизится к $7 млрд.

В 2018 г. сумма выплат по обслуживанию внешнего долга составит $4,1 млрд., в 2019 г. — $6,1 млрд., в 2020 году — еще $7,5 млрд. Напомним, что все валютные резервы Украины в настоящий момент едва превышают $18 млрд, включая кредитные средства. Чистые валютные резервы Нацбанка составляют всего-то $5 млрд.

Очевидно, что в этих условиях «долг Януковича» стабильности Украине точно не прибавит.

В этой ситуации Россия решила умыть руки и продать украинский «долг Януковича». Об этом недавно заявил заместитель министра финансов России Сергей Сторчак. По его словам, на эту тему через посредников ведутся постоянные переговоры с Украиной. Чиновник отказался комментировать ход этих переговоров.

«Чисто теоретически это могут быть и деньги, и ценные бумаги какого-то другого суверена, который готов взять на себя требования к Украине и мог бы быстрее продвинуться в поисках какого-то компромиссного решения», — сказал российский чиновник.

Впрочем, это частично развязывает руки и Украине. Отечественные власти не могут пойти на компромисс с Москвой по политическим причинам. Если они согласятся выплачивать хотя бы часть долга, это вызовет крайне негативный резонанс внутри страны, особенно накануне выборов 2019 г.

Передача долгов третьей стороне позволит сторонам частично решить проблему долга, поскольку теперь Киев формально будет вести переговоры не с Россией, а с другой страной.

Но такая сделка все равно, кроме экономических потерь, принесет и репутационный ущерб. По сути, отечественная власть вынуждена будет признать долг, который она на данный момент отрицает.

Рано или поздно Украину заставят выплатить эти долги. Причем заставит, скорее всего, не Россия, а международные финансовые институции. Условно говоря, тот самый «коллективный Запад», на который у нас нынче принято молиться.