Краткая методика исследования пропускной способности различной конструкции стыков трубчатых дрен

Дороги Украины

Изложенное выше позволяет сделать следующие выводы. Нет ясности в части вычисления потребной площади фильтрующих отверстий трубчатых продольных дрен в зависимости от свойств подстилающих грунтов и фильтрующей обсыпки, значения притока воды в корыто, допустимой глубины фильтрующего потока непосредственно в песчаном основании и т. д. До сих пор совершенно не затронут вопрос о пропускной способности различной конструкции стыков дрен, продольно уложенных по краям корыта. Проведенные в 1948 г. эксперименты в значительной степени восполняют имеющийся в этом отношении пробел. Исследованию были подвергнуты три типа стыков. Стыки с шириной зазоров от 0.6 до 6 мм, с обсыпкой их тем же песком, из которого устраивается и основание. Стыки с зазором в 6 мм, обсыпанные по всему периметру трубы на ширину 150 мм мелким гравием или каменной мелочью размером 5-18 мм, слоем в 25-40 мм. При наличии фильтрующей обсыпки, как и подтвердилось затем нашими исследованиями, ширина зазора не оказывает существенного влияния на пропускную способность в целом всего стыка. Те же стыки, но ширина обсыпки составляет 500 мм. Столь незначительная толщина слоя фильтрующей обсыпки, равная, в соответствии с имеющимися в литературе указаниями, принята с целью уменьшения потребности в дорогостоящем мелком гравии или каменной мелочи. Однако в производственных условиях, при массовой укладке труб, для уменьшения потребности в рабочей силе толщина слоя обсыпки может быть принята и большей, что, конечно, вызовет излишний перерасход каменного материала. В каждом конкретном случае выбор наиболее правильного решения надлежит обосновать техноэкономическим расчетом.

Уложить трубы так, чтобы зазоры в стыках составляли менее 0.6 мм, практически весьма сложно.