Надежность и долговечность бетонных покрытий

АвтоМосты

Монолитные цементно-бетонные покрытия проектируются однослойными и двухслойными, в виде плит одинаковой толщины по всей ширине проезжей части. Марка бетона однослойного покрытия принимается не ниже 350 кГ/см2. При двухслойных покрытиях нижний слой устраивают из бетона марок 250-300 кГ/см2. Выбор однослойного или двухслойного покрытия определяется в результате технико-экономических уравнений с учетом технологических и производственных условий строительства. Бетон, применяемый для покрытий и оснований, должен соответствовать ГОСТ 8424-63, иметь морозостойкость: 200 для районов со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца -20°С; Мрз 150 при температуре от 0 до -10° С. Толщина бетонных покрытий устанавливается расчетом в зависимости от расчетных нагрузок, грунтов земляного полотна, условий увлажнения и климатической зоны. Наиболее распространенные конструкции дорожной одежды с цементно-бетонным покрытием, назначаемые для различных условий в зависимости от расчетной нагрузки, — конструкция монолитного цементно-бетонного покрытия дорог, применяемая в течение последних лет в Москве. Опыты последних лет показали, что в плитах на цементно-грунтовых основаниях по сравнению с другими видами оснований напряжения растяжения при изгибе на 30% меньше, что дает право рекомендовать устройство таких оснований. Так, опыты проведенные лабораторией дорожного строительства НИИ Мосстроя, показали, что даже устройство 10 см слоя песка, стабилизированного цементом, повышает разрушающую нагрузку бетонных плит, по сравнению с песчаным основанием, более чем на 15%- Оказалось также, что песчаная прослойка толщиной от 0,5 до 5 см между плитой и основанием, практически не влияя на изменение напряжений в плитах, оказывает положительное влияние на их работу: поглощает и отражает колебания при движении колес, уменьшает температурные напряжения в плите, снижает концентрацию напряжений в подошве плиты при ее короблении и воздействии нагрузок. Песок, применяемый для прослойки толщиной 3-5 см, рекомендуется обрабатывать битумом с частичным сохранением сыпучих свойств песка.