Описание устройства малой модели

Дороги Украины

Когда дренаж полностью сработал, относительная влажность очень мелкозернистого песка резко понизилась до 68% в верхнем слое и до 83% в нижнем. Эти значения влажности меньше по сравнению с установленными при определении модуля деформации. Модуль деформации данного песка при капиллярном насыщении (около 20% по весу) составляет 145 кг/см2, т. е. при надлежащем осушении даже столь мелких песков, каким является образец № 3, все же может быть сохранена круглогодичная устойчивость дорожных покрытий, если толщина песчаного основания превышает 30 см. Таким образом при осушении песчаного основания трубчатыми дренами, особенно в случае стыков, обсыпанных гравием или каменной мелочью, влажность песков в нижней их части не будет превышать капиллярной влагоемкости, когда модуль деформации еще достигает значительной величины. С целью установления влияния ширины зазора между трубами и конструкции самого стыка на степень осушения песчаного основания эксперименты проводились на малой модели. Модель состояла из ящика длиной 85 см, шириной 40 см и высотой 30 см, в который помещались два звена асбестоцементной трубы диаметром 100 мм. Приток воды давался сбоку, аналогично действительным условиям работы продольной дрены, уложенной по краям корыта, причем напор изменялся от 4 до 25 см относительно нижней поверхности дрены.

Напор на соответствующих отметках поддерживался при помощи шланга, соединенного с водопроводом. Излишнее количество воды сбрасывалось через специальные отверстия, устроенные в боковой стенке на различных высотах, закрывающиеся пробками по мере необходимости повышения напора. Уплотнение достигалось трамбованием вручную с последующим контролем плотности, для чего выбирались образцы и определялся их объемный вес.