Размещение путей трамвая в пределах ширины улицы

АвтоМосты

В зависимости от ширины улицы, ширины проезжей части и других элементов и устройств на ней пути трамвая размещают центрально по оси проезжей части или по одной из ее сторон и редко пути каждого направления трамвая располагают по обеим сторонам проезжей части. Наибольшее распространение в старых городах получило расположение путей трамвая в пределах проезжей части улицы, главным образом по оси ее. По высоте рельсы укладывали в одном уровне с проезжей частью. Такое положение путей трамвая не вызывало возражений, пока автомобильное движение было небольшим, а преимущественным типом покрытия проезжей части была булыжная мостовая или более усовершенствованная — брусчатая, мозаичная, клинкерная или торцовая мостовая. Полоса путей трамвая мостилась тем же штучным материалом, что и проезжая часть. Конструкции оснований путей трамвая сооружались, как правило, из шпал, уложенных на песчаной подсыпке. Нагрузки, действующие на пути трамвая и проезжую часть, различны по величине и характеру. На путях трамвая верхнее покрытие быстрее приходит в неудовлетворительное состояние, чем на проезжей части. Разрушение верхнего покрытия полосы путей трамвая особенно резко выявляется на границе примыкания проезжей части к линии трамвая. Покрытия, выполненные из штучных материалов, удается поддерживать в приемлемом состоянии систематическим перемещением их. По мере распространения асфальтобетонных дорожных одежд в проезжей части улиц верхние покрытия путей трамвая стали устраивать также из асфальтового бетона на укатанном щебеночном основании.

При шпально-песчаном основании путей трамвая асфальтобетонные покрытия в пределах полосы трамвая сравнительно быстро разрушались. Это разрушение вызывалось главным образом колебанием рельсов в вертикальной плоскости при проходе вагона трамвая и неоднородным уплотнением щебеночного основания из-за различной его толщины над шпалами и между шпалами. Разрушалось асфальтобетонное покрытие не только в пределах ширины самого полотна путей трамвая, но и на ширину полосы, от рельса до конца шпал, поскольку они подвержены вертикальным колебаниям при проходе вагонов трамвая.