Румынский народ

Румыния

Укрепляя отношения с Германией, правящие круги королевской Румынии способствовали агрессору в развязывании второй мировой войны. «Тот факт, что правительство королевской диктатуры не находит ни слова протеста против оккупации Австрии, до сих пор не сообщает о своем намерении быть с Францией и СССР, чтобы защитить союзницу Румынии — Чехословакию… показывает, что это правительство готовит сдачу Румынии Гитлеру»,-предупреждали коммунисты румынскую общественность еще в 1938 г. Позже, в период мюнхенского кризиса, круги Бухареста не проявили ни желания, пи готовности оказать Чехословакии действенную помощь.

Ведущие политические деятели режима неоднократно заявляли, что Румыния не пропустит через свою территорию советские войска на помощь Чехословакии.

Доказательством тому служат откровения самого Кароля в кругу единомышленников о том, что он «предпочел бы видеть в своей стране немцев в качестве врагов, чем русских в качестве друзей».

Как сейчас хорошо известно, вместе со своей союзницей Польшей королевская Румыния внесла немалую «лепту» в срыв проходивших в Москве в марте — августе 1939 г. переговоров. Посетив в апреле Берлин, министр иностранных дел Румынии Г. Гафенку заверял фашистских правителей Германии, что Румыния никогда не согласится участвовать совместно с СССР в каком-либо пакте.

Компартия призвала румынский народ дать отпор капитулянтской политике королевской верхушки в отношении гитлеровской Германии. Несмотря на тяжелые условия подполья, коммунисты провели весной 1939 г. несколько центральных и уездных конференций партии в Бухаресте, Прахове, Молдове, Трансильвании, на которых обсуждалась единственная задача — организация «борьбы против капитулянтов и агентуры германского фашизма в Румынии».

Обращаясь к самым широким слоям румынского общества с призывом «Никаких уступок фашистской Германии!

», КПР учитывала, что в определенных кругах даже правящих классов страны не могла не вызвать опасений столь стремительная экспансия в Румынию гитлеровской Германии.