Сфера мирового экономического кризиса

Румыния

Окрепла лесная и деревообрабатывающая промышленность. Произошли сдвиги в развитии электроэнергетики — все крупные города обзавелись электростанциями. Продолягалось строительство железнодорожной сети.

Ее протяженность достигла накануне первой мировой войны 3600 км. С соседней Болгарией страну соединял мост через Дунай у Черпаводы — одно из чудес тогдашней техники, построенный под руководством румынского инженера А. Салиньи. В XX в. по темпам роста на первое место вышла тяжелая индустрия (нефтяная, металлообрабатывающая, лесная, строительная отрасли).

Во всех этих отраслях с большим запозданием по сравнению с другими европейскими странами завершился технический переворот.

Обозначились явления монополизации; объединились мукомолы и сахаровары, владельцы спиртоводочных, писчебумажных, стекольных предприятий. Восемь крупных нефтяных компаний образовали «Ассоциацию нефтяников».

Потребитель сразу почувствовал на себе эти новые веяния в промышленности; цены на все изделия, производимые картелями, подскочили.

Концентрация затронула и банковский капитал; началось его слияние с промышленным и появление на этой основе финансового капитала: в 1913 г. девять крупнейших банков (из общего числа 220) располагали почти двумя третями всего капитала.

По имеющимся подсчетам, перед первой мировой войной банки вложили свои средства в 60-70 промышленных предприятий. Эта скромная цифра показывает, что финансовый капитал делал в стране лишь первые шаги.

Систематический дефицит бюджета заставлял правительство прибегать ко все новым и новым внешним займам; государственная задолженность Румынии достигла астрономических для небольшой страны сумм: Германии — свыше 900 млн лей, Франции — почти 0,5 млрд и т. д. На выплату одних лишь процентов по долгам уходило от четверти до 40% бюджетных поступлений.

Чтобы расплатиться со старыми долгами, заключались новые; министры финансов метались в лабиринте, из которого не было выхода.