Жесткая посадка чартера Nordwind в Анталии: речевой самописец не смогли прослушать

Новости Туризма

Авария в аэропорту Анталии, приведшая к «значительным повреждениям воздушного судна», произошла с чартером авиакомпании Nordwind (Северный Ветер), аффилированной с туроператором «Пегас Туристик», ещё в самом начале этого года. По счастливой случайности туристы в ней не пострадали – чартер был пустой, однако жесткая посадка Аэробуса A-321-231 с бортовым номером VQ-BRS привела к серьезным повреждениям носовой стойки шасси и передней нижней части фюзеляжа самолёта. Однако самое невероятное началось позже: расследующий этот авиационный инцидент Межгосударственный Авиационный Комитет (МАК) столкнулся с вопиющими махинациями – переданный ему для расследовании речевой самописец оказался подложным, а реальную запись переговоров пилотов пытались стереть.

Так, на этой неделе МАК выложил промежуточный отчет о причинах январской аварии в Анталии (прямая ссылка на документ). Само происшествие в нём описывается кратко и сухо: «10.01.2020 в аэропорту Антальи, Турция произошло авиационное происшествие с самолетом A-321-231 VQ-BRS ООО «Северный Ветер». Рейс выполнялся без пассажиров. Находившийся на борту экипаж воздушного судна не пострадал. Самолет имеет значительные повреждения элементы носовой стойки шасси и передней нижней части фюзеляжа». Была создана комиссия по расследованию причин в составе представителя разработчика — Франции, представителя места события – Турции, и МАК как представителя страны авиакомпании.

Но весь детектив с этим следствием описан внутри документа: во время расследования на речевом самописце последней записью оказался разговор пилотов из совсем другого рейса. Приведём ниже только самые интересные выдержки из довольно объёмного документа.

Так, как сообщает МАК в своём отчете, «расшифровка бортовых самописцев была проведена в лаборатории МАК. <…> Указанные регистраторы были сняты с аварийного ВС (воздушного судна), осмотрены членами комиссии и направлены в МАК. При первом считывании информации с CVR L3 FA2100, SER 001210715, штатным образом была получена запись объемом несколько секунд, что свидетельствует о нажатии кнопки «CVR ERASE» (стереть) в кабине пилотов. В связи с этим при помощи аппаратно-программного комплекса и специальной методики лаборатории МАК было выполнено считывание полного объема информации длительностью 02 ч 04 мин 15 с. После расшифровки считанной информации было установлено, что:

запись об аварийном полете отсутствует;
зарегистрированная информация относится к полету ВС А321 VР-BHN, выполнившего 11.01.2020 рейс N4-1802 по маршруту Анталья – Шереметьево (Москва), после записи указанного полета зарегистрированы переговоры наземного персонала 11.01.2020 – 12.01.2020 на русском языке при выполнении ТО в а/п Шереметьево;
далее на CVR зарегистрирована информация (с семью прерываниями) о переговорах наземного персонала на английском и русском языках 13.01.2020, в записи имеются переговоры о неоднократном нажатии кнопки «CVR ERASE» в кабине пилотов.
В ходе расследования установлено, что FDR и CVR (параметрический и речевой самописцы) неоднократно перемещались с ВС А321 VQ-BRS на склад организации по ТО (техобслуживанию) «RMS Technic» и обратно, а также устанавливались на ВС А321 VР-BHN ООО «Северный Ветер» (11.01.2020 ВС находилось в а/п Анталья) с целью считывания информации. В дальнейшем речевой регистратор L3 FA2100, PNR 2100-1226-02, находился на ВС А321 VР-BHN, которое выполнило 11.01.2020 рейс N4-1802 по маршруту Анталья – Шереметьево (Москва). 12.01.2020 речевой регистратор был снят персоналом ООО «НВ Техник» с ВС А321 VР-BHN, в ручной клади доставлен в а/п Анталья рейсом авиакомпании Аэрофлот и передан, наиболее вероятно, организации по ТО «RMS Technic», персонал которой установил CVR на борт ВС А321 VQ-BRS до прибытия комиссии».

Комиссия считает, что потеря информации, записанной в аварийном полете на CVR ВС А321 VQ-BRS, стала возможной в результате невыполнения должностными лицами авиакомпании «Северный Ветер», а также обслуживающими компаниями «НВ Техник» и «RMS Technic» положений Приложения 13, ПРАПИ-98 и внутренних инструкций по действиям при авиационном событии, в том числе о запрете вскрытия и расшифровки записей бортовых самописцев до прибытия комиссии.

Из описанного МАКом напрашивается вывод, что либо перевозчик и связанные с ним технические компании попытались скрыть причины инцидента, либо персонал компании профнепригоден, т.к. не владеет регламентом действий, которые необходимо предпринять после авиационного инцидента для его успешного расследования.

В конце отчета МАК пишет: «Росавиации и Генеральному Директорату ГА Турции необходимо дать оценку действиям должностных лиц авиакомпании «Северный Ветер», а также «НВ Техник» и «RMS Technic» по факту потери информации с CVR самолета А321 VQ-BRS и при необходимости принять соответствующие меры».