Итоги года: Гордость и разочарование украинской экономики

Экономика

2017 г. обошелся без сильных экономических стрессов, но и не спешил радовать хорошими вестями и большим прогрессом. Экономисты уверены в том, что для продолжения роста экономики не хватает реформ, а власти связывают замедление роста с последствиями торговой блокады Донбасса. Так, по разным подсчетам, страна из-за блокады теряет около 1% ВВП.

«Худшей новостью стало превышение показателя инфляции запланированной величины почти в два раза. Инфляция в размере 14% как универсальный налог на бедных, нивелировала весь рост социальных стандартов. В глобальном плане, худшая новость — это отсутствие структурных реформ в экономике», — считает экономист и финансовый аналитик Алексей Кущ, информируют Экономические Известия.

Председатель Комитета экономистов Украины, кандидат экономических наук Андрей Новак пояснил, почему считает 2017 г. годом экономических разочарований: «В первоначальном варианте бюджета на 2017 г. планировался рост ВВП на уровне 3%, реально же мы будем иметь только около 2%. Планировали инфляцию в 8%, а реально будет где-то 14-15%. Планировали курс доллара в 27,2, а по факту уже имеем около 28 гривен за доллар. Все эти макропоказатели в итоге оказались хуже, чем планировалось и прогнозировалось правительством».

Также, экономист отмечает, что в этом году чисто экономических реформ не было вообще: «Медицинская и образовательная реформы напрямую не касаются экономики. И даже то, что назвали пенсионной реформой — это лишь полуреформа, так как система как была одноуровневой, так такой и осталась. На самом деле изменились только условия выхода на пенсию, причем — не в лучшую сторону. А налоговой, бюджетной, денежно-кредитной реформы как не было, так и нет».

С тем, что бездействие — главная проблема 2017 года, согласен и экономист Борис Кушнирук: «Многое из того, что мы должны были сделать, мы не сделали. В частности, — мы не начали большую приватизацию. Самое большое разочарование — очередная блокада запуска рынка земли. Этим бездействием мы в долгосрочной перспективе блокируем формирование слоя фермеров, а именно это является основой для фундамента сельского хозяйства. Это один из самых больших провалов. Также, мы брали на себя обязательства принять закон о налоге на выведенный капитал, чтобы запустить его в следующем году, но опять-таки его заблокировали. Речь идет о попытке не допустить его принятия и в дальнейшем. Я не исключаю, что его будут пытаться заблокировать и в следующем году. А ведь этот закон, если его не изуродуют, уменьшит налоговое давление на бизнес и упростит налоговое администрирование для сотен тысяч предприятий».

Большим негативом для экономики страны стал серьезный рост трудовой эмиграции. Работодателям все труднее найти квалифицированных работников, от чего Украина будет терять объемы производства.

В Госстане отметили, что рост промышленного производства замедлился до 0,3% в годовом выражении. Наибольшее падение зафиксировано в производстве компьютеров, электронной и оптической продукции (27,2%), добыче каменного и бурого угля (13%), производстве электрического оборудования (8,1%).

Несмотря на большое количество негатива, худшим 2017 год назвать нельзя. Были и позитивные моменты, которые отметили как эксперты, так и обычные жители страны.

В частности, Украина сумела окончательно слезть с газовой иглы. Уже три года наша страна не покупает газ у Российской Федерации. Хорошей новостью «под ёлку» стало то, что НАК «Нафтогаз Украины» выиграл в Стокгольме арбитраж против «Газпрома» по контракту на поставку газа по всем спорным вопросам. Президент Петр Порошенко отметил чрезвычайную важность этого решения для национальной безопасности Украины. По его словам, проигрыш «Нафтогаза» мог бы грозить стране дефолтом, поскольку потребовал бы выплату десятков миллиардов долларов согласно принципу «бери или плати».

Кроме того, в текущем году отмечен небольшой экономический рост, в т. ч. основанный на инвестициях. За девять месяцев 2017 г. прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в Украину выросли на $2,22 млрд. Украина продолжает оставаться интересной для международных торговых сетей. Например, в декабре о планах выйти на украинский рынок заявила Ikea. В дальнейшем, если власти смогут обуздать коррупционную гидру и остановить отток рабочей силы из страны, в страну могут войти и другие известные торговые сети.

После глобальной очистки банковской системы начало восстанавливаться доверие к украинским банкам. В текущем году гривна уже не так часто попадала в зону турулентности. «Лучшая новость года — это умеренная курсовая динамика гривны — темпы ее падения могли бы быть существенно выше», — считает эксперт Алексей Кущ.

Кроме того, в Украине сократилось количество бедного населения, которое имеет доходы ниже реального прожиточного минимума. Выросла минимальная зарплата и осовременнились пенсии. «Повышение минимальной зарплаты с 1600 грн. — это позитив для тех, кто реально работал на минимальную зарплату. Это хороший шаг, так как он, как минимум, увеличил поступления в пенсионный фонд. Второй положительный момент – это то, что произошло осовременивание пенсий, которого не было пять лет. Цены росли, а пенсии почти не менялись», — говорит Андрей Новак.

В свою очередь, эксперт Борис Кушнирук подчеркивает, что в позитивных новостях этого года также есть свои проблемы и риски. Главным позитивом он считает решение о изменении пенсионного законодательства: «Это не реформа, но в среднесрочной перспективе мы создали более стабильную ситуацию в пенсионной системе. Хотя, в то же время, кардинально проблему мы не решили. Солидарная пенсионная система не может обеспечить большое благосостояние пенсионеров. Максимум, на что она способна — обеспечить минимум. То есть, люди, которые работали и платили взносы, должны получить свой гарантированный минимум от государства».