Экономические изменения
Экономический базис определял и политическую надстройку. Б. И. Ленин указывал, что при «прусском» пути развития капитализма «на десятилетие укреплена помещичья власть в государстве.
Монархия.
„Обшитый парламентскими формами военный деспотизм» вместо демократии. Наибольшее неравенство в сельском и в остальном населении».
Каждое слово этой характеристики применимо к Румынии тех времен (разумеется, с учетом особенностей, порожденных историей страны, что сказалось на государственном строе и правовых нормах). Необходимо сделать еще одно замечание.
Идеология обладает известной самостоятельностью и не отражает немедленно и слепо происшедшие экономические изменения; наиболее устойчивая ее область — правовые нормы. Поспевать за неимоверно быстрым поправением румынской буржуазии идеология не могла.
Возникло явление, возможное лишь там, где класс, вырабатывающий правовые нормы, в течение жизни одного поколения сменил революционность на реформизм, перешел к либерализму и частично скатился даже к консерватизму.
Принципы, выражавшие взгляды буржуазии времен революционной молодости, даже если они были зафиксированы в законодательстве, предавались забвению. Примером крайней непоследовательности и несоответствия отдельных частей являлась конституция 1866 г. В основных своих чертах она копировала бельгийский основной закон 1831 г.: провозглашала фундаментальные «права и свободы граждан», предусматривала свободу печати и собраний, представительную систему правления, ответственность правительства перед парламентом и разделение властей.
Нельзя сказать, что эти демократические принципы в Румынии не соблюдались; их просто не существовало в отношении прав народных масс, их предали забвению.
Нельзя в одном списке охарактеризовать все нарушения; они совершались на каждом шагу.
Принцип парламентаризма в старой Румынии был вывернут наизнанку: не Национальное собрание формировало правительство, а совет министров, назначенный князем (позднее — королем), проводил выборы и создавал послушный парламент.