Выйди, предатель. Почему идея Зеленского приравнять коррупцию к государственной измене может не сработать

Политические новости

В течение недели президент Владимир Зеленский должен внести в Верховную Раду законопроект, который приравняет коррупционные преступления к государственной измене. На сегодня уровень коррупции в Украине больше всего беспокоит общество и западных партнеров. Фокус разбирался, в чем могут возникнуть трудности с реализацией инициативы президента и как она отразится на антикоррупционной инфраструктуре страны.

За полтора года после полномасштабного вторжения России в Украине разразилось несколько громких коррупционных скандалов как во властных кабинетах, так и в украинской армии. Большинство из нарушителей пока не понесли ответственность — лишь единицы оказались за решеткой, некоторые — за пределами Украины, а некоторые — на своих должностях.

Сейчас в СИЗО и под стражей находятся несколько человек, подозреваемых в топ-коррупции. Среди них заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры Украины Василий Лозинский, которого в начале 2023 года задержали сотрудники Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) и Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) якобы при получении 400 тысяч долларов «вознаграждения». Как утверждалось, за содействие заключению договоров на закупку оборудования и техники по завышенным ценам. Также в Лукьяновском СИЗО решения своей судьбы ждет Председатель Верховного Суда Всеволод Князев. В мае 2023 года САП сообщила о подозрении ему и его сообщнику — адвокату, которые были разоблачены на получении 2,7 млн долларов США неправомерной выгоды.

Не решенными остаются вопросы относительно законности действий народных депутатов, преимущественно, от монобольшинства в парламенте. Речь о Павле Халимоне, оформившем роскошное имение на Печерских холмах в Киеве на другого человека, Анатолии Гунько, пообещавшем за вознаграждение обеспечить предоставление в обработку государственных земельных участков Национальной академии аграрных наук Украины, Юрии Аристова, отдохнувшего на Мальдивах в дорогом 5-звездочном отеле, Андрее Холодове, выехавшем на Кипрвместе с семьей и развивающим семейный бизнес в Европе.

А также истории с закупками в Министерстве обороны. В январе 2023 года обвинения в коррупции прозвучали в адрес сотрудников министерства обороны Украины. Журналист Юрий Николов в издании ZN.ua опубликовал расследование о том, что ведомство закупает оптом продукты для военнослужащих по значительно завышенным ценам, чем они продаются в розницу в супермаркетах Киева. В частности, для армии покупались яйца по 17 гривен за штуку. В августе история повторилась: журналисты выяснили, что цена курток, закупленных Министерством обороны в 2022 году, якобы выросла втрое во время доставки. «По дороге между турецкой и украинской таможнями куртки магически превратились из «камуфляжных» в «зимние воздухозащитные» и на этом преобразовании набрали государственный вес с 29 до 86 долларов за штуку», — отметили журналисты. Они же утверждают, совладельцем турецкой фирмы, которая продавала куртки, был племянник нардепа от «Слуги народа». В свою очередь министр обороны Алексей Резников настаивает: представленная информация не соответствует действительности.

Коррупция — угроза №2

С одной стороны, война отодвинула на второй план необходимость борьбы с коррупцией, с другой — в обществе остается высокий запрос на борьбу с ней. Свежие социологические опросы свидетельствуют, украинцы считают коррупцию угрозой №2 после войны. Она мешает развитию страны и ее обороноспособности. При этом 77,6% украинцев думают, что именно президент ответственен за коррупцию в правительстве и военных администрациях.

Коррупция беспокоит и международных партнеров, которые, собственно, и помогают финансово Украине. В то время как министр финансов Сергей Марченко говорит, что международные партнеры «готовы принять, что у нас может быть коррупция», нардеп, руководитель ВСК для контроля использования вооружения Александра Устинова не исключает, что рано или поздно коррупционные скандалы могут повлиять на решение международных партнеров о предоставлении военной и финансовой помощи, они замечают, что Украина ищет быстрые и громкие решения для борьбы с коррупцией, вместо того, чтобы развивать независимые государственные институты.

Именно простым решением эксперты называют заявление Владимира Зеленского о возможном уравнение коррупции к государственной измене. «Поддержит ли это законодатель — я не знаю. Но я точно предложу, потому что мы развиваем демократическое общество», — сказал Зеленский в упомянутом интервью.

Иными словами Зеленский предлагает предоставить право расследовать масштабные коррупционные дела СБУ, устранив частично НАБУ. Сначала говорили, что только те, где государству убытки составляют более 24 млн грн (а это 80% всех дел, которые расследует НАБУ), впоследствии источники уточнили: дела будут распределять или СБУ, или НАБУ по решению генпрокурора.

Почему юристы называют эту идею плохой

Антикоррупционные организации сразу заявили: идея плохая, больше похожа на ту, что позволит избежать ответственности.

Во-первых, юристы обосновывают свое утверждение разной природой двух преступлений.

Так, коррупция в понимании Уголовного кодекса — это правонарушение, связанное с получением неправомерной выгоды лицом, уполномоченным на выполнение функций государства. За него, в зависимости от степени вины, предусмотрен срок заключения до 10 лет, с конфискацией имущества или без него, с возможностью внесения залога в качестве альтернативы содержания под стражей в качестве меры пресечения. Например, у упомянутого ранее судьи Князева есть возможность выйти под залог в размере 75 миллионов гривен.